Особо ответственная работа

31 июля 2012

11 Особо ответственная работа

В нынешнем году в начале мая стихия заставила сильно поволноваться жителей деревень Огорелыши и Данилово в Медвежьегорском районе. Сильный ледоход повредил линию электропередачи, которая питала электроэнергией эти населенные пункты, лед сломал шесть опор ЛЭП. Оперативные бригады Прионежской сетевой компании почти пять суток, не прерываясь ни на час вели ремонтные работы для того, чтобы восстановить надежное энергоснабжение. Все это время электроэнергия в дома людей подавалась с помощью передвижной дизельэлектростанции. Координация всей операции по восстановлению поврежденной линии и по доставке резервного источника питания, по информированию органов власти и населения в эти непростые дни, как всегда лежала на сотрудниках Центральной диспетчерской службы ОАО «ПСК».

Сотрудников Центральной диспетчерской службы Прионежской сетевой компании, которая была сформирована в июне 2010 года, можно назвать самыми информированными людьми на предприятии. По роду своей деятельности они всегда знают, что происходит на энергообъектах практически во всех районах Карелии.

- Действительно, когда происходит какая-то нештатная ситуация в наших электрических сетях – мы узнаем об этом первыми, - подтверждает начальник Центральной диспетчерской службы ОАО «ПСК» Илья Федулин. – В этом случае мы обязаны оперативно отреагировать на случившееся. Проверяем достоверность полученной информации. Затем ставим в известность о ЧП силы МЧС, органы местной и республиканской власти и руководство компании. Руководство принимает решение о том, как и какими силами будут устраняться повреждения, мы принимаем их распоряжения, контролируем их выполнение и держим ситуацию на контроле.

Для того, чтобы реально оценить масштаб чрезвычайной ситуации и следить за ходом ремонтных работ, диспетчер должен хорошо знать схему энергоснабжения районов в зоне отвественности компании, расположение населенных пунктов, количество оперативных бригад и специальной техники, которые можно задействовать для ликвидации повреждений.

- Сегодня Прионежская сетевая компания обслуживает почти четыре с половиной тысячи километров воздушных и кабельных линий электропередачи, более 1300 подстанций на территории Прионежского, Пряжинского, Медвежьегорского, Кондопожского, Олонецкого, Питкярантского, Лахденпохского, Лоухского, Кемского, Муезерского, Калевальского, Сегежского, Сортавальского, районов, а также Костомукшского городского округа и частично г. Петрозаводска включая микрорайоны Соломенное и Птицефабрика, - продолжает Илья Федулин. – В районах у нас работают свои диспетчеры, которые и передают информацию в ЦДС, общаются с людьми, принимают от них информацию о возникших неполадках. Легкой их работу не назовешь, так как им приходится объяснять потребителям, если возникает ЧП, что случилось, как идут ремонты, когда восстановят подачу электричества. Иногда приходится очень вежливо и корректно успокаивать излишне раздраженных граждан. А ведь во время ликвидации повреждений на энергообъектах приходится общаться не только с людьми, но одновременно докладывать обстановку руководству, представителям власти и МЧС, следить за тем, чтобы вовремя выехали бригады, было доставлено все необходимое для ремонта, работать с документами…

Сейчас в Центральной диспетчерской службе и в электросетевых участках Прионежской сетевой компании работает сорок человек. Смена диспетчера длится 12 часов – с восьми утра до восьми вечера. Оперативно-диспетчерский персонал постоянно учится: для этих специалистов проходят тренировки, как внутри самой компании, так и с участием сил МЧС, Администраций районов и городов. На каждой такой тренировке даются определенные вводные – что, где и по какой причине вышло из строя, какие наступили последствия и что необходимо в том или ином случае сделать. В ходе таких учений проигрываются самые разные ситуации: повреждение ЛЭП во время лесных пожаров, техногенные аварии и даже совершение терактов на энергообъектах. На таких тренировках обязательно отрабатываются схемы взаимодействия с силами МЧС, едиными диспетчерскими службами муниципальных районов, МВД, оперативными службами Правительства Карелии. Со смежными диспетчерскими службами у нас заключены договоры об обмене информацией.

По словам начальника ЦДС Прионежской сетевой компании, еще одна задача диспетчеров – предупреждение о возможных чрезвычайных ситуациях. Именно в диспетчерскую службу приходят сводки об ухудшении погоды: надвигающемся снегопаде, шквалистом ветре и других природных катаклизмах. Если диспетчер правильно не воспользуется этой информацией – последствия могут быть весьма плачевны.

- Но у нас не было такого, чтобы мы заранее не подготовились к непогоде, - говорит Илья Федулин. – Конечно же, стихия может нанести ущерб, повредить линии электропередачи. Но если оперативно-ремонтные бригады, зная заранее о том, что надвигается шторм, приведены в повышенную готовность, то последствия мы можем ликвидировать, и ликвидируем в кратчайшие сроки. Поэтому наша работа не просто ответственная, а особо ответственная.

Кстати, именно отвественность и профессионализм работников ЦДС Прионежской сетевой компании и позволили не оставить без электроэнергии жителей Огорелышей и Данилова в майские дни – оперативно доставить туда передвижную дизельэлектростанцию – пока шли ремонтные работы на ЛЭП. И это лишь один случай, когда диспетчеры, просто выполняя свою работу, помогали и коллегам, и потребителям.

Софья Завьялова

Вернуться к списку новостей